- Орган
-
ОРГА́Н (лат. organum — инструмент, орудие) — клавишно-духовой муз. инструмент. Не ранее 10 в. О. становится непременным участником католич. и впоследствии протестантского богослужения; также инструмент концертного музицирования. Благодаря своим размерам и богатым возможностям О. широко известен как "король инструментов". Существует, однако, О. малого размера (т. н. О.-позитив), с весьма огранич. ресурсами; он широко использовался в церк. практике в кон. 10—17 вв. О.-позитив известен также в домашнем обиходе.
Звук О. дает вибрация воздуха, к-рый нагнетается в мехи. Клапаны в трубах открываются через передаточный механизм нажатием клавиш на ручных (мануальных) или ножной (педальной) клавиатурах, к-рые расположены на т. н. игральном столе (пульте) О. Количество мануалов — от 1 до 4—5, редко до 7; педальная клавиатура — 1 (в прошлом в редких случаях 2). Трубы различаются по материалу (дерево и металл), размеру, форме, расположению и группируются по регистрам — опред. тембру и силе звучания каждого тона. Включатели регистров располагаются на пульте, слева и справа от мануалов.
О. — древнейший клавишный инструмент. В 3 в. до н. э. мастер Ктесибий из Александрии построил гидравлос — О., к-рый действовал под давлением воды. В 4 в. н. э. водный механизм заменен воздушными мехами. В ср-.век. Европу О. попадает, по-видимому, из Византии (8 в.). До 13—14 вв. строили большие О. с тяжелым, неподатливым механизмом, к-рый требовал приложения значит. физич. усилий. В 13—16 вв. широкое распространение получил переносной О.-портатив (organetto). В нач. 16 в. большой О. значит. усовершенствовался под влиянием легкой механики портатива и получил близкий к совр. внешний вид.
Вершиной органного репертуара явились произв. И. С. Баха, к-рые послужили образцом для многих композиторов 19 в. — Ф. Мендельсона, Р. Шумана, Ф. Листа, М. Регера, Ц. Франка, Ш.-М. Видора, Л. Вьерна. В добаховское время значит. органными композиторами были Д. Букстехуде, Я. Свелинк, Дж. Фрескобальди и др. Достижения органной музыки 20 в. связывают с именами М. Дюпре, О. Мессиана. В России профессиональная органная школа формируется на рубеже 19—20 вв. Для О. сочиняли А. К. Глазунов, С. И. Танеев, С. М. Ляпунов, позднее — А. Ф. Гедике, Х. С. Кушнарев, Р. К. Щедрин и др.
В сов. время во главе моск. школы органистов стал Гедике, воспитавший ряд концертирующих органистов (С. Л. Дижур, Г. Я. Гродберг, Л. И. Ройзман и др.); во главе Петербург. школы был И. А. Браудо, из класса к-рого вышли Н. О. Оксентян, Л. С. Дайч, В. Н. Бакеева, В. Г. Стамболцян и др. С 1958 в СССР установлено и реконструировано свыше 40 больших О.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.